На главную Биография художника Приглашение к путешествию Представленные работыГостевая книга

Лузгин Николай Сергеевич родился 5 декабря 1920 года в деревне Ямская Слобода Ряжеского уезда Рязанской Губернии.
Уже само название деревни говорит о том, чем, в основном, занимались ее жители. Видимо, от своих предков-ямщиков художник унаследовал широту души, общительность и страсть к путешествиям и быстрой езде.
В 1922 году, когда ямщики остались без работы, (ввиду отсутствия лошадей, конфискованных во времена Гражданской войны), семья художни-ка переезжает в Москву. Отец, Сергей Иванович, поступает на работу маши-нистом паровоза, а мать, Евдокия Сергеевна, ведет домашнее хозяйство и растит детей. Их в семье трое: Александр (1909 год рождения), Николай (1920) и Раиса (1924).
Лузгины поселяются у Павелецкого вокзала на улице Малой Дворянской. Дом не сохранился. На этом месте сейчас построен роскошный жи-лой комплекс. На Рождество приезжала из деревни бабушка и водила детей в цер-ковь Фрола и Лавра, находящуюся рядом с домом.
Маленького Колю поразил витраж в ризнице. Ему казалось, что Христос парит в лучах солнечного света. Он становится «служкой», т.е.помощником священника во время службы. Это продолжается до поступления в школу в 1928 году. Там ему объясняют, что Бога нет и надо перевоспитывать своих несознательных родителей.
Родителей перевоспитать не удалось, но в церковь ходить он наотрез отказался. Не подействовали ни угрозы, ни наказания.
Школьный учитель рисования заметил способности мальчика и от-вел его в изостудию Москварецкого дома пионеров (на «Полянке») к своему другу, «дяде Грише». Это был талантливый педагог, у которого учились такие будущие знаменитости как скульптор Аникушин и акварелист Климашин.
Сохранившиеся студийные работы – анатомические штудии, рисунки с гипсов, указывают на приобретенную у «дяди Гриши» выучку и возможность дальнейшей успешной академической учебы.
Этот светлый период детства и отрочества художник всегда вспо-минал с особенной теплотой. Занятия в студии, поездки на этюды в пригоро-ды Москвы (Коломенское, Кусково, Останкино) и, конечно, посещение «храмов» – Третьяковки и Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Здесь особенно привлекал его «Итальянский дворик», где можно было рисовать конные статуи. В этих музеях он испытывал то же бла-гоговение, которое пережил в раннем детстве в церкви.
В стране и в мире происходили бурные события, и мальчишеское сердце откликалось и на них. Вместе с закадычным другом Володей Жучко-вым в 1937 году юные художники написали панораму «Штурм сопок у озера «Хасан». Эта работа была представлена в 1939 году на выставку юных ху-дожников, посвященную XVIII съезду ВКП (б). Выставка проходила в Ко-лонном зале Дома Союзов - главном выставочном зале страны. В это же вре-мя появилась публикация в журнале «Юный художник».
Вот что писал рецензент:
«В работе Н.Лузгина и В.Жучкова «Штурм сопок у озера «Хасан» (Изостудия Москварецкого дома пионеров) много достоинств и в компози-ции и в самом замысле. Динамично и красиво изображен бой. Даны почти с профессиональным умением группы наступающих красноармейцев, орудия, взрывы снарядов, истребители и убегающие, случайно уцелевшие самураи. Удачно показан характер рельефа местности дальневосточного пейзажа, сопки, на которых идет бой, стремительно наступающие красные части и победно поднимающееся на вершины сопок громадные танки.
Все это говорит об одаренности юных художников» (Журнал «Юный художник» 1939 год.) В 1937 году при загадочных обстоятельствах умирает отец. Он не вернулся с работы, а на другой день его тело нашли в морге. Николаю пришлось оставить школу и искать работу, чтобы помогать матери. Он переходит в вечернюю школу и работает художником на фабрике «Красные текстильщики».
В 1940 году, после окончания 9 класса, Николая призывают в Армию. На призывной пункт он приходит вместе с Володей Жучковым. Но здесь друзей разлучают: Володю берут в Авиацию, а Николая – на Флот. (Володя погибнет в 1941 году, защищая Москву). Осуществляется давняя мечта Николая: он увидит море, корабли! Он будет служить на Тихоокеанском флоте, во Владивостоке, на Русском острове!
Дальний Восток и Тихий океан поражают художника. Хочется ри-совать, но нет красок. Но разве это помеха? У боцмана есть 3 краски, которыми красят корабли, есть куски мешковины! И пылают осенние сопки и плывут по волнам крейсера и миноносцы…
В то время 9 классов считалось вполне приличным образованием, и Николая посылают в школу связи. Он становится шифровальщиком. У него на корабле своя каюта – значит можно в свободное от дежурств время зани-маться любимым делом. Да и начальство это поощряет. Каждый офицер просит что-нибудь нарисовать. Наверное, в какой-то Владивостокской квар-тире до сих пор висят на стене морские пейзажи старшины специального поста связи (СПС) Николая Лузгина.
В 1946 году окончилась война с Японией. Демобилизация. Можно возвращаться домой. Но художник задерживается на Дальнем Востоке. Ко-мандованием Флота ему предложено сделать серию портретов Генералисси-муса Сталина для Северной Кореи. С этим ответственным заданием он справляется и уезжает в Москву.
В Москве его ждет только сестра. Мать умерла в 1943 году от ис-тощения, спасая от голода двух внучек (дочерей Александра). У них на троих была только одна продуктовая карточка. Сестра вернулась с фронта инвалидом. Она была санитаркой и подорвалась на мине, вынося раненых.
Брат отправляется на поиски работы в город Горький и вызывает туда Николая: требовался художник-декоратор в оперный театр. Николай увлечен работой и готовится к вступлению в Горьковское отделение Союза ху-дожников СССР. Для этого пишет в Горьковском художественном музее ко-пию картины И.Е. Репина «Мужичок из робких». Но приходится все бро-сить и срочно возвращаться в Москву, т.к. ему угрожает потеря столичной прописки. В 1948 году он женится на Надежде Федоровне Муратовой, которая 9 мая 1949 года подарит ему сына Николая.
Чтобы обеспечить семью, приходится работать сразу в нескольких местах: на полиграфической фабрике, в Художественно-производственных мастерских Парка культуры и отдыха Московского военного округа, в НИИ.
В это время он готовит к печати почтовые открытки: «800 лет Москвы», «С Новым годом», «А.П. Чехов». Сохранились макеты этих открыток, завизированных цензором Горлита. В конце 1949 года Николай поступает на работу в Декоративно-оформительский комбинат Московского товарищества художников (с 1958 года переименован в Комбинат декоративно-оформительского искусства мо-сковского отделения художественного фонда СССР). Здесь он проработает в должности художника 32 года. Вместе с ним будет работать художником и шрифтовиком его жена, а позднее, после окон-чания Высшего художественно-промышленного училища и сын Николай.
Работа в Комбинате – это непрерывный поток официальных заказов на оформление различных объектов: павильонов Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ), Дворцов и Домов культуры, клубов и кинотеат-ров, музеев, выставок, пионерских лагерей. А дважды в год – оформление праздничной столицы (к 1 мая и 7 ноября). Николаю Сергеевичу, как одному из ведущих художников, доверяли писать портреты руководителей партии и правительства, украшавших Красную площадь. (Для этого дирекцией Комбината выдавалась специальная справка).
Любимым объектом для художника был Дворец пионеров на Ленинских горах. Здесь на протяжении многих лет он оформлял все детские праздники («Неделю книги», «Неделю игр и игрушек», елку и т.д.). Это был главный Дворец пионеров страны, и все эти мероприятия обязательно пока-зывали по телевидению в «Новостях дня».
Работа в Комбинате не оставляла свободного времени, и только в отпуске можно было творить «для души». На базе отдыха в Подмосковье у художника был катер. Путешествия по Волге и ее притокам отразились в лирических пейзажах («Большая Волга. Буксир.», «Вечность» и др.). Серия графических работ создана под впечатлением поездок в Псков, Новгород, Ростов Великий, Соловки, Карелию, Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри.
Эти работы демонстрировались на ежегодных выставках в Комби-нате и в Обществе охраны памятников культуры (при Московском Доме ар-хитекторов).
В 1951, 1955 и 1962 годах, как офицер запаса, Н.С.Лузгин направ-ляется в Крым на учебные сборы. Сохранились этюды, написанные в Феодосии и Судаке («Генуэзская крепость» и др.). Неизгладимое впечатление осталось у художника от посещений му-зея И.К. Айвазовского. В 70-е годы по направлению Комбината Николай Сергеевич поступает в Высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строганов-ское) на факультет повышения квалификации художников-оформителей. Успешно заканчивает учебу, защищает дипломную работу («Проект оформле-ния интерьера кафе»), но не получает диплома, т.к. не может представить документа о среднем образовании (у него ведь только 9 классов!).
Но это не обескураживает художника. Он продолжает успешно работать и заниматься самообразованием.
Всех, кто его знал, поражала его эрудиция, широта интересов, чуткое восприятие нового. Его тянуло к молодежи, т.к. он всегда был молод душой. Он восторженно принимал все новые направления в искусстве, восхищался талантливыми находками. Не пропускал ни одной значительной вы-ставки, ни одной литературной новинки. Старался, по мере тогдашних воз-можностей быть в курсе достижений мирового дизайна, выписывал все жур-налы, которые пропускались через «железный занавес», много работал в Ленинской библиотеке. Он жадно впитывал в себя все и обо всем имел свое собственное мнение. «Талантливый человек талантлив во всем». Николай Сергеевич подтверждал эту истину. Он великолепно играл в шахматы, в биллиард, пел, танцевал, был интересным рассказчиком. Обожал розыгрыши. Прекрасно плавал, играл в волейбол. В 59 лет на Кавказе встал на слаломные лыжи!
На работе его уважали за принципиальность, доброжелательность, щедрость, стремление всегда придти на помощь.
Итак, все в жизни складывалось хорошо. Наконец, появился свой дом- из маленькой комнатки в коммунарке переехали в дух комнатную кооперативную квартиру. Сын женился, успешно работает. Появилась редкая возможность съездить в командировку за рубеж: его бригада оформляет в Праге стенд на выставке декоративно-прикладного искусства. Удалось побывать в Варшаве и Кракове.
И вот тут судьба наносит удар: в 1977 году после продолжительной болезни умирает любимая жена, с которой прожито почти 30 лет. Художник тяжело переживает эту утрату. В 1980 году Николай Сергеевич женится на ленинградке Шадриной Валерии Ивановне. Встает вопрос о переезде в другой город, о смене работы. В Ленинградском Комбинате живописно-оформительского искусства ему отказывают в работе, несмотря на ходатайство от Художественного фонда СССР: в городе и без него много безработных художников.
Временные работы на ЛенЭКСПО, на фабрике «Салют» тяготеют художника - они не соответствуют уровню его квалификации. И он уходит на пенсию и, наконец, может заниматься свободным творчеством.
Эти годы (с 1984 по 1993) – самые плодотворные в его жизни. Он много путешествует. И из каждой поездки привозит серии зарисовок, эски-зов, этюдов. В разные годы он побывал в Таллине, Риге, Вильнюсе, Паланге, Друскиненкайе, Нарве, Иван - городе. Ходил на теплоходе на Валаам и Кижи. В 1987 году был на Кавказе, в Новом Афоне, а в 1989 – в Крыму, в Гурзуфе.
Особенной темой в его творчестве была русская деревня. В 1982 и 1988 годах он побывал на Русском Севере, в Архангельской области, где соз-дал серию работ впоследствии демонстрировавшихся в Государственном Эт-нографическом музее (г. С.-Петербург) на выставке «Вилегожские мотивы».
В Петербурге у него были излюбленные места: Петропавловская крепость, Исаакий, Каменный остров, Павловский парк. И самым любимым временем года для него была осень. В 1993году у Николая Сергеевича обнаружили рак желудка. Сроч-ная операция, долгое восстановление сил. Судьба отпустила ему еще три го-да. Он был полон творческих планов: готовился к персональной выставке, посвященной 300-летию Российского Флота в октябре 1996 года.Но эта выставка прошла уже без него.
Умер художник Лузгин Н.С. 9 августа 1996 года и похоронен в Петербурге, на Ковалевском кладбище.
Но остались прекрасные работы, которые излучают поток его энергии, который передается нам подобно свету далеких звезд, даже тогда, когда они уже погасли...

 

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 



Сайт управляется системой uCoz